
Развитие областной системы оценки качества образования, подготовка к международным исследованиям
Областная система оценки качества образования (ОСОКО) создана на основании приказа МОН РК от 2 июня 2008 года №214 «О внедрении областных систем оценки качество образования в Республике Казахстан» и согласно ГПРОН на 2020-2025 годы. ОСОКО занимается мониторингом качества знаний, который осуществляется в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования, ГОСО, подготовкой к международным исследованиям. Областная служба оценки качества образования неоднократно была призвана «Лучшей областной службой оценки качества образования».
Центр является областным координатором проведения международных исследований. Проводит практические тренинги по решению заданий в формате международных исследований, подготовку детей к республиканским и международным исследованиям оценки качества образования.
![]() |
В целях качественной подготовки к международным исследованиям, в которых принимает участие Республика Казахстан, ежегодно областной службой оценки качества образования разрабатывается и утверждается пошаговый план работы по подготовке к международным исследованиям. Также, на регулярной основе, проводятся обучающие курсы, семинары, интерактивные уроки и вебинары для учителей предметников с привлечением тренеров |
высокого уровня (всего в обучающих вебинарах в 2019-2020 году приняло участие порядка 300 педагогов). На образовательном портале создана и размещена база тестовых заданий, методических пособий и тренингов (http://bilimvkoportal.kz в разделе «Оценка качества образования ВКО», категория «Международные исследования»)
Международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment) – международное исследование оценки образовательных достижений 15-летних обучающихся в области читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development) каждые три года. PISA измеряет результаты обучения, оценивая, насколько хорошо 15-летние обучающиеся, которые приближаются к окончанию обязательного обучения в большинстве участвующих странах, подготовлены использовать знания и навыки, необходимые для полноценного участия в социальной и экономической жизни, для решения реальных проблем и задач.
Начиная с цикла PISA-2015, исследование проводится в основном в компьютерном формате. Выборка участников PISA формируется из числа обучающихся школ и колледжей, возраст которых составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев на момент начала проведения сбора данных апробационного и основного исследования. В каждом цикле одно из трех направлений определяется основным для проведения более глубокой оценки. Казахстан принимает участие в PISA с 2009 года.
По итогам PISA страна получает доказательную базу для новых реформ и инициатив в области образования. На основании полученных данных имеется возможность выявить сильные и слабые стороны национального образования, выработать рекомендации для дальнейшего развития. Непрерывное участие Казахстана позволит замерить тренды сформированности функциональной грамотности казахстанских обучающихся за последние 12 лет. | ![]() |
В 2018 году приоритетным направлением была естественно-научная грамотность. В ВКО в 2018 году приняло участие 836 детей из 43 образовательных учреждений ВКО: 2-Назарбаев интеллектуальные школы, 6 учебных заведений системы ТиПО, 35 общеобразовательных школ.
Результаты исследований PISA-2018 были обнародованы в декабре 2019 года. По итогам PISA-2018 казахстанские школьники показали: по математике – 423 баллов, по чтению – 387 баллов и по естественным наукам – 397 баллов, в том числе учащиеся ВКО показали по математике – 437 баллов (на 14 баллов выше республиканского показателя, 6 место среди регионов) по чтению – 406 баллов (на 19 баллов выше республиканского показателя, 6 место среди регионов) и по естественным наукам – 413 баллов (на 16 баллов выше республиканского показателя, 5 место среди регионов).
PISA-2022 Объектом особенного внимания ближайшего цикла исследования станет математическая грамотность, и впервые исследование будет изучать креативное мышление.
Математическая грамотность – способность человека применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических условиях.
В 2022 году в исследовании приняли участие 1067 учащихся из 35 организаций образования, из них 29 школ (15 городских, 14 сельских), 6 колледжей (6 городских), в том числе одна республиканская спортивная школа-интернат-колледж олимпийского резерва г.Риддер.
Работа по подготовке к исследованию ведется в соответствии с пошаговым планом. В рамках плана для учителей-предметников школ области проведены 15 обучающих онлайн вебинаров, 52 интерактивных урока по общеобразовательным предметам с участием тренеров ЦПМ АО «НИШ» и преподавателями АО НЦПК ВК«Орлеу». Ссылки на записи уроков размещаются на сайте.
![]() |
![]() |
TIMSS – оценка качества математической и естессвенно-научной грамотности 4-х и 8-х классов. В исследовании TIMSS – 2011 казахстанские четвероклассники по естественнонаучному направлению заняли 32 позицию, а по математике 21 место в рейтинге 50 стран. В разрезе регионов учащиеся 4-х классов из Восточного Казахстана по математике и естественнонаучной подготовке заняли 3 место по Республике с результатом 57,5% выполнения заданий.
Для сравнения, в 2015 году учащиеся из 15 школ ВКО приняли участие в Исследовании и восьмиклассники заняли по математике и естествознанию 7 и 9 места соответственно среди 39 стран мира, по естественным наукам результаты казахстанских 4-классников составили 55 баллов и 43 балла - по математике. Это 8-ая и 12-ая позиции среди 49-ти стран-участниц исследования. По республике TIMSS- 2015 учащиеся из ВКО вышли на 4 место, Учащиеся школ ВКО показали средний результат 588 баллов в 8-х классах и 574 балла в 4-х классах, что позволило занять 2 место среди 16 регионов и трех городов республиканского значения | ![]() |
Основное международное исследование прошло с 4 по 20 апреля 2019 года. В исследовании приняли участие 11 школ области: Лицей № 44 им. О.Бокея, г. Усть-Каменогорск; Бурабайская СШ, Курчумский район, село Бурабай; Средняя школа имени Актайлак би, Жарминский район, село Ушбиик; Привольненская СШ, Уланский район, Средняя школа имени Ш.Токжигитова, Абайский район, село Сарыжал; Пригородная средняя общеобразовательная школа, город Семей; Аягозская городская смешанная общеобразовательная средняя школа №1, Аягозский район, город Аягоз; Средняя общеобразовательная школа № 18, город Семей; Средняя школа имени Б.Тұрсынова, Жарминский район, город Шар; Школа-гимназия (№ 10), город Усть-Каменогорск. Всего в исследовании участвовало 505 учащихся 4-х классов и 360 учащихся 8-х классов. Результаты исследования были обнародованы в 2020 году, в декабре.
![]() |
Восточный Казахстан в 2019году принял участие в основном международном исследовании математической и естественнонаучной грамотности учащихся TIMSS-2019. Исследование TIMSS проводится с целью совершенствования процессов преподавания и обучения математике и естествознанию в мире и направлено на оценку и интерпретацию различий в системах образования стран-участниц. |
Международным отбором были определены 11 школ-участниц от нашего региона. Результаты «TIMSS-2019» по естественно-научной грамотности учащихся 8 классов Республиканский показатель составил-478 баллов, по ВКО- 500 (на 22 балла выше). Математическая грамотность учащихся 8 классов, Республиканский показатель- 488 баллов, по ВКО – 518 баллов, на 30 баллов выше. Естественно-научная грамотность, 4 класс, по Республике показатель составил 494 балла, по ВКО- 518, на 24 балла выше, по математической грамотности показатель составил в 4 классе – 512, республиканский показатель, 528 баллов- показатель по ВКО (на 16 баллов выше).
В апреле- мае 2022 года планируется проведение апробации «TIMSS -2023» Для сокращение разрыва результатов казахстанских учащихся в международных исследованиях по результатам TIMSS -2023: по математике (TIMSS) 4 класс на 15 баллов; 8 класс – 17 баллов; естествозна-нию (TIMSS) − 4 класс – 12 баллов; 8 класс – 18 баллов.
и преподавателями АО НЦПК ВК«Орлеу». Ссылки на записи уроков размещаются на сайте.
ICILS- международное сравнительное исследование компьютерной и информационной грамотности 8-х классов. В исследовании, которое проводилось в Казахстане впервые - ICILS-2018 всего приняли 105 учащихся среди 8-х классов. В области продемонстрировали свои знания в компьютерной и информационной грамотности. В декабре 2019 года были опубликованы результаты ICILS-2018, Казахстан занял 14 место (395 баллов)
Цель исследования – способствовать системам образования лучше понять контексты и результаты образовательных программ, связанных с компьютерной и информационной грамотностью и тем самым обеспечить подготовленность молодого поколения к успешному функционированию в современном мире. В 2018 году Казахстан впервые принял участие в этом исследовании. Из Восточного Казахстана 105 учащихся из 9 учебных заведений области приняли участие в Исследовании. Учащиеся из Республики Казахстан набрали 395 баллов. |
![]() |
Учащиеся из Восточного Казахстана набрали 378 баллов. Это 5 место по Республике.
Международное исследование TALIS - является самым масштабным международным исследованием, которое направлено на оценку деятельности, условий работы учителей и образовательную среду в школах. Казахстан впервые принял участие в международном исследовании преподавания и обучения TALIS в 2018 году.
В исследовании приняли участие учителя и директора школ из 47 стран мира.
TALIS- 2018 был акцентирован на такие темы, как школьное лидерство, профессиональное развитие учителей.
Статистическим агентством Канады отобрано 30 школ из 5 регионов для участия в апробационном исследовании г. Астана, Атырауская область, Северо-Казахстанская область, Южно-Казахстанская область, Восточно-Казахстанская область.
В целях успешного прохождения Международного исследования службой ОСОКО на регулярной основе проводились методологические выездные семинары, вебинары и диагностика в цифровом формате. Более 4000 педагогов области приняли участие в мероприятиях по подготовке к основному исследованию TALIS- 2018.
В основном исследовании приняли участие 112 учителей, преподающих в 5-9-х классах школ области и 6 директоров школ.
Результаты будут известны в декабре 2020 года.
![]() |
![]() |
Центр занимается мониторингом качества знаний, который осуществляется в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования, ГОСО. Одним из инновационных проектов является проект «Интерактивный диктант и автоматизированная диагностика учащихся по общеобразовательным предметам», разработанный центром.
В своем роде система является уникальной: диктант проводится на трех языках - государственном, русском и английском, результаты диктанта и тестирования формируются в автоматизированном режиме, учащийся получает подробные рекомендации по западающим темам для дальнейшей работы над ошибками.
Результатом диагностики знаний школьников в цифровом формате является стабильный рост качества знаний учащихся ВКО.