КГУ «Восточно-Казахстанский региональный научно-методический центр информатизации и развития образования «Örken»  управления образования Восточно-Казахстанской области КГУ «Восточно-Казахстанский региональный научно-методический центр информатизации и развития образования «Örken» управления образования Восточно-Казахстанской области
КГУ «Восточно-Казахстанский региональный научно-методический центр информатизации и развития образования «Örken»  управления образования Восточно-Казахстанской области

Областная система оценки качества образования

Областная система оценки качества образования - КГУ «Восточно-Казахстанский региональный научно-методический центр информатизации и развития образования «Örken»  управления образования Восточно-Казахстанской области

Управление образования ВКО предоставляет сведения об участии в основных международных исследованиях PIRLS, TIMSS, ICILS  
на 2016 – 2023 годы.

Международное исследование PIRLS.

ЦЕЛЬ - оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4-е классы). Исследование проводится 1 раз в 5 лет (2016г, 2021г).

Впервые Казахстан принял участие в основном сравнительном исследовании PIRLS в 2016 году направленном на оценку уровня и качества чтения и понимания текста учащимся 4-х классов начальной школы.

В исследовании приняли участие 50 стран мира. По результатам PIRLS – 2016 Казахстан занял 27 место среди 50 стран мира. Средний балл казахстанских школьников составил 536.

В нашем регионе приняли участие 294 учащихся из 6 районов (Аягозский, Бородулихинский, Жарминский, Зыряновский, Катон-Карагайский, Урджарский районы) и 3-х городов (г. Усть-Каменогорск, г.Семей, г.Риддер). Средний балл ВКО составило – 549. Среди 16 регионов РК наша область заняла 6-е место.

 

Исследование PIRLS-2016, 2021 годы

PIRLS-2016

PIRLS-2021

Международный центр

Международная ассоциация по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA)

Количество стран-участниц

50 стран

65 стран

Выборка ВКО

294 учащихся

4-х классов

538 учащихся

 4-х классов

Место Республики Казахстан среди стран-участниц

27 место

38

Количество баллов 

(Республики Казахстан)

536 балл

504

Количество баллов 

(среднее значение шкалы ВКО)

549 баллов

512

В октябре 2021 года приняло участие во 2-ом цикле исследования PIRLS в цифровом формате 580 учащихся из 24 школ.

По результатам основного международного исследования PIRLS - 2021 года Казахстан занял 38 место среди 65 стран, ВКО -6 место (справочно: участвовали 24 школы, 538 учащихся 4-х классов).

 

Международное исследование PISA.

Управление образования ВКО предоставляет сведения об участии в основных международных исследованиях PISA на 2015, 2018, 2022 годы.

Сравнительный показатель PISA -2015, 2018, 2022

PISA

Чтение

позиция РК

математика

Позиция РК

Естественно-научная

Позиция РК

2015

РК - 427

53 место

РК - 460

42 место

РК - 456

42 место

2018

РК- 387

ВКО - 406

69 место

РК - 423

ВКО - 437 баллов

54 место

РК - 397

ВКО 413 баллов

69 место

2022

ВКО-410

ВКО-5 место

ВКО-432

ВКО-7 место

ВКО-441

ВКО-5 место

Мониторинг качества образования международного исследования PISA проводится по трём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. 

PISA – 2015  

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Programme for International Student Assessment, PISA - 2015 обнародовала результаты Республики Казахстан по читательской грамотности – 427 балла (52 позиция среди 72 стран), математическая грамотность 460 балла (42 позиция среди 72 стран), по естественнонаучной грамотности – 456 балла (42 позиция среди стран мира) https://drive.google.com/file/d/1S1JmC9EOcN68J-8ezIIFkHJY64H1pGS/view).

PISA-2018.

ВКО обеспечили участие в основном международном исследовании естественно-научной грамотности 15-летних обучающихся PISA- 2018 в период с 3 апреля по 24 мая 2018 года. Международным отбором были определены 43 школы-участницы из нашего региона. Общее количество 15-летних школьников, принявших участие в PISA-2018 составило 836 детей.

Учащиеся ВКО показали следующие результаты:

- математическая грамотность – 437 баллов (город -  446, село -420),  -6 место по РК. По математической грамотности статистически значимые различия выявлены в PISA 2018: городские обучающиеся продемонстрировали результат на 26 баллов выше сельских обучающихся.

- читательская грамотность – 406 баллов (город -  419 балла, село - 380) (6 место по РК) По читательской грамотности разрыв между показателями составляет 39 баллов.

- естественно-научная грамотность – 413 баллов (5 место по РК) (город -  426, село - 390). Разрыв наблюдается между результатами городских  и сельских школ 36 баллов.

PISA-2022.

В рамках Национального проекта в показателях «Качественное образование «Образованная нация» для нашей области поставлены задачи для сокращения разрыва результатов обучающихся в PISA-2022 и определён уровень достижения результатов не менее:

- по математической грамотности: средний балл области - 449 баллов, в городских школах – 452, село – 446, разрыв на 6 баллов;

- по естественно-научной грамотности: средний балл области - 416 баллов, город- 419, село – 414, разрыв на 5 баллов;

- по читательской грамотности средний балл области - 416 баллов город - 419, село – 414, разрыв на 5 баллов.

Результаты PISA-2022 года были обнародованы ОЭСР в декабре 2023 года в страновом разрезе, в 2024 году – в разрезе регионов Казахстана.

Для сокращения разрыва результатов казахстанских учащихся в международном исследований PISA-2022 планируется достигнуть результатов по математической грамотности - 449 балла, в том числе город-452, село -446, по естественно-научной грамотности - 416 балла, в том числе город- 419, село-414, по читательской грамотности 416 балла, в том числе город-419, село-414.

В 2022 году в исследовании приняли участие 1067 подростков из 35 организаций образования, из них 29 школы (15 городских, 14 сельских), 6 городских колледжей, в том числе одна республиканская спортивная школа-интернат-колледж олимпийского резерва г.Риддер.Учащиеся ВКО показали следующие результаты:

- математическая грамотность - 432 баллов (7 место по РК)

- читательская грамотность – 410 баллов  (5 место по РК)

- естественно-научная грамотность – 441 баллов (5 место по РК)

Не достигнуты результаты по читательской (416) ниже на 6 баллов, математической (449) ниже на 17 баллов, однако достигли по естественнонаучной грамотности (416) выше на 17 баллов.

Результаты международного исследования PISA-2022 были обнародованы ОЭСР по странам мира и в разрезе регионов РК 6 декабря 2023 года. Национальная академия образования имени Ибрая Алтынсарина Министерства просвещения Республики Казахстан опубликует в разрезе город – село  в 2024 году.

Международное исследование TIMSS.

ЦЕЛЬ - оценка качества математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х и 8-х классов. Исследование TIMSS проводится один раз в четыре года. Казахстан принимает участие в четвертом цикле (2011, 2015, 2019, 2023). Оценка качества математического и естественнонаучного образования. Исследование проводится каждые 4 года. Участники - учащиеся 4-х и 8-х классов.

TIMSS-2015 было проведено основное международное исследование для учащихся 4-х и 8-х классов с 3 по 17 апреля 2015 года в 15 организациях ВКО. Всего в исследовании приняли участие 602 учащихся (справочно: 4 класс - 275, 8 класс - 327) из 3-х городов (города Усть-Каменогорск, Семей, Риддер) и 13 районов (Абайский, Аягозский, Бескарагайский, Бородулихинский, Глубоковский, Жарминский, Зыряновский, Катон-Карагайский, Курчумский, Тарбагатайский, Уланский, Урджарский, Шемонаихинские районы).

Результаты в 4-х классах по математике составили 582 балла и в 8-х классах 560 баллов, по республике заняли ІІ-е место. По естествознанию 4 классы набрали 588 балла, по республике 2 место, 8-е классы 574 балла, по республике ІІІ-е место.

Результаты Казахстана в исследовании TIMSS 2015, 2019 годы

Функциональная грамотность

2015

2019

Место

Балл

Место

Балл

Математика, 4 класс

12

544

31

512

Естествознание, 4 класс

8

540

37

494

Математика, 8 класс

7

528

21

488

Естествознание, 8класс

9

533

24

478

TIMSS-2019 исследование прошло с 4 по 20 апреля 2019 года. Всего в исследовании участвовало 505 учащихся 4-х классов и 360 учащихся 8-х классов. Приняли участие 11 школ области: Школа-гимназия №10, лицей №44 им. О.Бокея, г. Усть-Каменогорск; Бурабайская СШ, Курчумский район, село Бурабай; Средняя школа имени Актайлак би, Жарминский район, село Ушбиик; Привольненская СШ, Уланский район, Средняя школа имени Ш.Токжигитова, Абайский район, село Сарыжал; Пригородная СОШ, г. Семей; Аягозская городская смешанная общеобразовательная средняя школа №1, Аягозский район, г.Аягоз; Средняя общеобразовательная школа № 18, г. Семей; Средняя школа имени Б.Тұрсынова, г.Шар Жарминского района.

В разрезе регионов РК по результатам 4-х классов по математике 528 баллов (2-е место), 8-х классов - 518 балла (4-е место); по естествознанию учащиеся 4-х классов набрали 518 баллов (5-е место), в 8-х классах - 500 баллов (5-е место).

TIMSS-2023

Перед нами поставлена задача по достижению уровня результатов исследования TIMSS 2023 и сокращению разрыва между городом и селом: по математике (TIMSS) 4 класс на 15 баллов; 8 класс – 17 баллов; естествознанию (TIMSS) − 4 класс – 12 баллов; 8 класс – 18 баллов.

В основном международном исследовании TIMSS-2023 по математической и естественно-научной грамотности планируется участие 4-х классов (118 детей) и 8-х классов (95 учащихся).

В TIMSS-2023 приняли участие 6 школ области, из них 4 городских (г. Усть-Каменогорске КГУ «Школа-лицей № 3 имени Шокана Уалиханова», КГУ «Средняя школа № 20 имени А.Байтурсынова», Учреждение «Школа-лицей  «Нұрорда», г. Риддер КГУ «Средняя школа № 5») и 2 сельских (КГУ «Средняя школа имени М.Ауэзова», Зайсанского района и КГУ «Ново-Ильинская основная средняя школа» Шемонаихинского района). Результаты исследования будут обнародованы в декабре, 2024 года.

Международное исследование ICILS

Цель исследования ICILS – оценить уровень IT- компетенций школьников и определить их влияние на успешность обучения. Участники 8-е классы. Исследование проводится 1 раз в 5 лет (2018, 2023). Позволит ответить на вопросы: как школьное образование способствует формированию IT- компетенций школьников.

В апреле 2023 года проведен очередной цикл исследования ICILS-2023, международного сравнительного исследования компьютерной и информационной грамотности среди учащихся 8-х классов.

ICILS- международное сравнительное исследование компьютерной и информационной грамотности среди 8-х классов, проводится 1 раз в 5 лет. Казахстан принял впервые в ICILS-2018 (2018, 2023).

В исследовании в 2018 году приняли 105 учащихся среди 8-х классов. Продемонстрировали свои знания в компьютерной и информационной грамотности. В декабре 2019 года были опубликованы результаты ICILS-2018, Казахстан занял 14 место (395 баллов).

В основном международном исследованиий ICILS -2023 по компьютерной грамотности 8-х классов приняли участие 105 учащихся из 5-ти школ области, в том числе 3 городских (КГУ «Средняя школа №8 города Алтай», КГУ «Средняя школа №16 имени Заки Ахметова» г.Усть-Каменогорска, КГУ «Меновновская средняя школа» г.Усть-Каменогорска) и 2 сельских (КГУ «Гагаринская средняя школа», Уланского района и КГУ «Сугатовский комплекс «Общеобразовательная средняя школа-детский сад» Шемонаихинского района).

Результаты будут представлены в декабре 2024 года.

 

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Для учителей предметников школ области на 2022-2023 учебный год проводились выездные семинары-практикумы по функциональной грамотности с тренерами ЦПМ АО «НИШ», ВК ИПК «Өрлеу». Выпущены на 2-х языках печатные издания сборников материалов «Как подготовить учащихся к решению тестов PISA, TIMSS, ICILS, PIRLS». 

Для 515 учителей-предметников школ области проведены выездные семинары-практикумы по функциональной грамотности с тренерами Центра педагогического мастерства АО «НИШ».

Выпущено печатное издание сборника материалов «Как подготовить учащихся к решению тестов PISA по предмету «Математика». Темы методических семинаров: «Важность и специфика проведения международных исследований PISA, ICILS, TIMSS» (по естественно-научному направлению), «Эффективные методы и приемы, направленные на развитие грамотности чтения учащихся» (по читательской грамотности), «Основные направления международного исследования PISA-для школ» (по математической грамотности), «Современный урок как показатель функциональной грамотности обучающихся и мастерства учителя в условиях обновленного содержания образования» (по математической грамотности).

На регулярной основе для обучающихся с 4 по 11 классы на образовательных платформах по общеобразовательным предметам по лингвистическому направлению проводятся «Интерактивные диктанты» -10, «Автоматизированная диагностика по предметам естественно-математического направления» - 25, «Автоматизированная диагностика по подготовке детей к международным исследованиям» - 6.

В рамках проекта «Интерактивный диктант и тестовые задания по общеобразовательным предметам» на образовательном портале  http://dictant.bilimvkoportal.kz.,   Tesster.kz  проводятся Единый день диктанта по знаменательным датам РК, мониторинг по предметам «Родной язык», «Математика» и «История Казахстана» среди учащихся 4-х, 9-х  и 11-х классов области по подготовке к международным исследованиям по направлениям читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Также на образовательном портале Amanat Sultan, Tesster. kz., Edukey проводяться мониторинги по предметам 4-11 классов.

С участием всех районов и городов проводятся в цифровом формате интересные интерактивные уроки посвященные знаменательным датам Республики Казахстан, также на темы профилактического характера с представителями различных правоохранительных органов.

СОТРУДНИЧЕСТВО

В рамках сотрудничество за 2023 год были проведены более 200 интерактивных уроков совместно с представителями государственных правоохранительных  структур Департаментами ЧС, полиции, Пограничной Службы КНБ РК, также тренерами ЦПМ АОО НИШ филиал г Усть-Каменогорск и преподавателями АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР филиал г.Усть-Каменогорск.

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ЗА 2021/2022 И 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

За 2022-2023 учебный год общее количество учащихся 85666, качество знаний учащихся составило 66,7%, что выше на 1,6% по сравнению с 2021-2022 учебным годом (64,9 %). В разрезе город – село разрыв составил 1,8% (город - 69,5%, село – 67,9%).

Динамика качества знаний со 2-11 классы за 1-полугодие 2023-2024 учебного года в сравнении с 1- полугодием 2022-2023 учебного года  показал незначительный положительный рост на 0,9%.
За 1-е полугодие 2023-2024 учебного года качество знаний составило 64,5 (город -67, село 59,7 разрыв 7,3). положительная динамика роста на 1% , в сравнении с 1-м полугодием 2022-2023 учебного года - 64,5 (город -66,1, село -58,5 разрыв 7,6).

На регулярной основе проводятся мониторинговые исследования качество знаний на автоматизированной оболочке общеобразовательных дисциплин.

МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (МОДО) – 2023

 

Комитет по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещения Республики Казахстан направил Комплексный анализ результатов мониторинга образовательных достижений обучающихся организаций среднего образования 2023 года.

Всего в МОДО-2023 приняли участие 1599 учащихся.

4 класс (9 место). Приняли участие 869 учеников, в том числе с государственным языком обучения 387, с русским - 482 из 55 общеобразовательных школ области. Общий средний балл среди обучающихся 4-х классов составил 16,63. (справочно: по регионам РК (16,87) заняли 9 место).

По итогам результатов 4-х классов МОДО-2023 в разрезе город-село городские обучающиеся 4-х классов показали более высокие результаты, чем их сельские сверстники, однако разница незначительна (город 16,94, село 16,15 балла соответственно, разрыв – 0,79 балла). В разрезе языков обучения: с казахским языком обучения 15.67 балла,с русским языком обучения 17,41 балл. Разница в 1,74 балла.

По грамотности чтения (7 место) 6,09 выше республиканского (6,03) на 0,06 балла.По языку обучения: с казахским языком 5,9 балла ,с русским 6.24.Разница 0,34 балла. В разрезе город село: город 6.27, село 5.81.Разница 0,46 в пользу городских школьников.

По математической грамотности (10 место) 6,18 по республике 6,38, ниже республиканского на 0,2 балла. В разрезе город -село ,город 6,31,село 5,99.Разрыв 0,32. В разрезе языков обучения ,с казахским языком 5,74 ,с русским 6,54.Разрыв 0,8 балла.

По естественнонаучной грамотности (14 место) 4,36. по республике 4,46, ниже республиканского на 0,1 балла. В разрезе город –село ,город 4,37.село 4,35. Разрыв 0,02 балла. В разрезе языков С казахским языком обучения 4.03,с русским языком 4,63.Разрыв 0,6 балла.

9 класс (13 место). В 2023 году в МОДО приняли участие 730 учащихся 9-х классов из 60 школ области, с государственным языком обучения - 350, с русским - 380.Общий средний балл среди обучающихся 9-х классов составил 31,97 балла ниже на (- 4,83) республиканского показателя (36,8) в разрезе город-село значительного разрыва в достижениях обучающихся не наблюдается (город – 31,64 балла, село – 32,36 балла).

По грамотности чтения:(14 место) - 15,16 балла. (по РК средний балл 16,75). Из них по языку обучения: с казахским языком обучения 16,86. С русским языком обучения 13,59. Причем, с казахским языком обучения выше среднего республиканского показателя на 0,11 %. В разрезе город –село большой разницы нет 15,14 и 15.17. Разница в 0,03. По уровням трудности выше с казахским языком обучения: А(базовый)-63,4, В(средний)-53.3, С(высокий)-52,9. С русским языком обучения А - 49,3, В – 45,9, С – 37,8.

По направлению «Естественно –научная грамотность» (13 место) 11,52 (по республике 13,78 балла), из 32 возможных, или 43,1% выполнения заданий. Из них по языку обучения: казахский (11,6), русский (11,45). Разница небольшая 0,15 балла. В разрезе город –село разница в баллах небольшая 0,42. Город 11,33, село 11,75.

- физика, самый низкий результат по заданиям базового уровня по теме «Механика и статика»31,9 %. По темам среднего уровня сложности по теме «Тепловая физика.Основы термодинамики» 24 %. По темам высокого уровня сложности самый низкий показатель по теме «Тепловая физика Основы молекулярно – кинетической теории» 7,7%.

- химии, по темам базового уровня трудности самый низкий показатель по теме «периодический закон и периодическая таблица химических элементов» 34.1 %. По темам среднего уровня сложности по теме «Химия Земли» 32.5%. По темам высокого уровня сложности по теме «Теория кислот и оснований» 32.9%.

- биологии, по темам базового уровня сложности по теме «Разнообразие живых организмов. Биососфера и экосистемы. Влияние деятельности человека на окружающую среду» 41.6%. По темам среднего уровня сложности по теме «координация и регуляция. Движение» 37,8%. По темам высокого уровня сложности по теме «Клеточная биология. Молекулярная биология» 27,1%.

- географии, по темам базового уровня сложности по теме «Физическая география» 34,95. По темам среднего уровня сложности «Физическая география» 38,15. По темам высокого уровня сложности по теме «Физическая география» 28.1%.

По математической грамотности (13место) в республике девятиклассники набрали 5,29 (по республике 6,26). В разрезе город-село, город 5,43, село 5,17. Разрыв 0,26. В разрезе языков обучения, с казахским языком обучения 5,75, с русским языком 4,86. Разница 0,89 в пользу детей с казахским языком обучения (МКШ Курчумского р-на ВКО (11 баллов).

Результаты МОДО-2023 определили задачи по повышению качества образования.

Для успешного завершения учебного года необходимо:

  • В 4-х и 9-х классах обеспечить работу по успешной сдачи МОДО -2024 (прорешивать задания по развитию естественно-научной, читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся);
  • Принять меры по ликвидации пробелов в знаниях и повышению качества знаний учащихся 2-11 классов;
  • Осуществлять тематический и поэлементный анализ качества знаний учащихся по компетенциям для преодоления проблемных моментов;
  • Учителям-предметникам использовать на уроках эффективные методы и приёмы для развития естественно-научной, читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся;
  • В профильных классах усилить работу по повышению качества знаний по непрофильным предметам;
  • В 11-х классах обеспечить работу по повышению качества знаний по предметам, которые не входят в перечень обязательных при сдаче итоговой аттестации;
  • В областных специализированных школах обеспечить работу по повышению качества знаний по предметам, которые не являются профильными для данного учебного заведения.

 

Написать сообщениеОставьте свой email и мы ответим Вам как можно скорее!
КГУ «Восточно-Казахстанский региональный научно-методический центр информатизации и развития образования «Örken»  управления образования Восточно-Казахстанской области КГУ «Восточно-Казахстанский региональный научно-методический центр информатизации и развития образования «Örken» управления образования Восточно-Казахстанской области